При выборе моторных масел автомобилисты нередко сталкиваются со множеством маркировок, которые требуется уметь расшифровывать, чтобы понимать, какой продукт лучше подходит для автомобиля. В мире существует несколько организаций, которые разработали стандарты для международных рынков масел. Это Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Europeens d"Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). Эти организации ведут контроль за разработкой и качеством смазочных материалов и разрабатывают требования для производителей масел.
В первую очередь необходимо обратить внимание на знак сертификации, который стоит на канистре или банке с маслом. Если на этикетке есть крупная звезда с множеством лучей, то это знак Международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC). Знак сертификации «Звезда» используется Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API) для обозначения масел, которые сохраняют идеальный баланс между топливной экономичностью и защитой двигателя.
Этот знак получил свое неофициальное название или-за схожести с кулинарным продуктом. Знак применяется Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API) для обозначения масел, способных сохранять эксплуатационные свойства в широком диапазоне температур. Это значит, что стандартная вязкость масла будет стабильной зимой и летом. При низких температурах масло должно сохранять высокую текучесть, а значит, обеспечивает хорошую топливную экономичность при холодном старте.
Еще один знак Международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC) под названием «Щит» применяется для масел, которые используются в экологических моторах, где важно обеспечить внутреннее низкое сопротивление. Как правило, такой знак получают масла с вязкостью SAE 0W-16.
Моторные масла изготавливаются не только для современных машин, выпущенных в этом десятилетии, но и для старых транспортных средств, которые рассчитывались в том числе на минеральные сорта масла в конце прошлого века. Поэтому при выборе масла необходимо уточнить классификацию. В системе API есть несколько типов моторных масел.
Это устаревший класс смазывающих жидкостей для использования в моторах 40-летней давности. Разрабатывался класс в 80-е годы прошлого века и был введен в 1988 году. Такие масла лучше использовать для старых двигателей, которые все еще эксплуатируются на дорогах. Моторные масла API SG обладают хорошей защитой от износа. Они создают надежную пленку между трущихся деталей, препятствующую износу.
Этот класс моторных масел использовался с 1996 по 2001 годы. Такие смазывающие жидкости разрабатывались для моторов с каталитическими нейтрализаторами и имели высокую термоокислительную способность, а значит, подходили далеко не для всех моторов.
Моторные масла класса SL были разработаны в начале 2000-х годов и применялись до 2004 года. Они подходят для бензиновых двигателей, оборудованных каталитическими нейтрализаторами и турбонаддувом. Масла класса SL обладают хорошей стойкостью к испаряемости, имеют энергосберегающие, антиокислительные, моющие и противоизносные присадки.
Класс API SM былы утвержден в 2004 году. К нему относятся масла с новыми требованиями по стойкости к окислению. Эти масла хорошо работают при отрицательных температурах. Они отвечают новым требованиям на предельно допустимые содержания фосфора для зимних масел.
Класс масел SN был введен в 2010 году. Они отвечают более строгим экологическим нормам по содержанию фосфора и лучше работают в моторах с системами нейтрализации выхлопных газов. Масла API SN могут применяться в двигателях, предназначенных для работы на биотопливе.
Масла класса API SN Plus отличаются от API SN тем, что они сертифицируются помимо прочего по еще одному параметру, а именно проверяются на эффект преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси LSPI (Low Speed Pre-Ignition). Такие масла лучше защищают мотор от детонаций.
Масла класса API SP разрабатывались специально для малообъемных моторов с турбонаддувом и системами прямого впрыска. Эти масла имеют присадки на основе магния, которые помогают обеспечить двигателю лучшую защиту. Они защищают камеры сгорания от образования нагара, лучше сопротивляются появлению сажевого налета в турбине и борются с детонациями при средних и низких нагрузках. Борьба с так называемым эффектом LSPI (Low Speed Pre-Ignition), то есть детонациями, является одной из основных причин разработки нового стандарта для моторов со сложными система впрыска и наддува. Случаи непроизвольной детонации отмечались на турбированных моторах при случайном попадании в камеры сгорания мелких капелек обычного масла, что приводило к подрыву смеси в середине такта сжатия. Масла API SP имеют присадки, помогающие бороться с эффектом LSPI (Low Speed Pre-Ignition).
Дизельные двигатели работают под гораздо большими нагрузками, из-за чего им необходимы немного иные смазывающие материалы. Силовые агрегаты на тяжелом топливе выдвигают свои требования к производителям масел, благодаря чему была разработана своя классификация масел для дизелей.
Масла стандарта API CF-4 разрабатывались в 90-е годы XX века для четырехтактных дизельных моторов, которые работают на высоких оборотах. Стандарт был введен в 1994 году и устанавливает нормативы по борьбе с нагаром в камерах сгорания.
Стандарт API CF-2 был разработано для работы в двухтактных дизелях и был принят в 1994 году. Эти масла использовались до 2009 года и для некоторых старых транспортных средств применяются до сих пор.
С ужесточение экологических требований в декабре 1998 года был введен новый стандарт для дизельных масел. Производители выдвинули требования по борьбе с высокотемпературным нагаром на поршнях и по предотвращению окисления и вспенивания масла при высоких нагрузках. Эти масла помогли снизить износ клапанов и увеличить ресурс дизельных моторов.
Стандарт был введен в 2002 году вместе с новыми экологическими нормами. Производители автомобилей потребовали от разработчиков смазывающих жидкостей новых продуктов с улучшенными моющими свойствами и повышенной устойчивостью к термическому окислению при работе на высоких нагрузках.
Для высоконагруженных моторов используется стандарт API CI-4 Plus, который требует масел с более жесткими требованиями по борьбе с образованием сажевых отложений внутри дизельных моторов.
С ужесточением экологических норм и обязательным введением сажевых фильтров в 2006 году был разработан стандарт масел API CJ-4, который требует от производителей адаптировать смазывающие жидкости для работы с сажевыми фильтрами в дизельных машинах. Введены ограничения по использованию топлива с большим содержанием серы.
Новый стандарт API CJ-4 был принят в 2017 году для снижения токсичности выхлопа дизельных моторов. Стандарт предполагает совместимость масла с новыми сажевыми фильтрами, улучшает борьбу с окислением масла, вводит обязательно использование более эффективных присадок для защиты от отложений. В маслах стандарта API CK-4 улучшены противоизносные свойства.
Категория масел FA-4 была введена в 2017 году. Эти масла предназначены для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых дизельных двигателях, работающих на топливе с низким содержанием серы.